СШ №40
Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования администрации Ленинского района г. Минска

Государственное учреждение образования
"Средняя школа № 40 г.Минска"

Советы родителям


СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Как поддержать ребенка во время выпускных и вступительных экзаменов

Экзамены — особый, очень сложный период в жизни чело­века. Каждый из нас сдавал экзамены, и наверняка у многих сохранились яркие и живые впечатления о том, как непросто было подготовиться и хорошо ответить. При подготовке к экза­мену одновременно возникает множество проблем: как чувство­вать себя уверенно, как правильно излагать материал, как луч­ше распределить время?

С чем связаны психологические трудности детей во время экзаменов?

Прежде всего это проблемы сугубо учебного характера: усво­ение и запоминание большого количества учебного материала. Детям необходимо рационально организовать свое время и про­странство таким образом, чтобы успеть все выучить и повторить.

Кроме того, это проблемы психологические: тревога в связи с экзаменационной ситуацией, особой важностью момента, страх не оправдать свои и чужие ожидания. Экзамен — это проверка не только знаний ребенка, но и его самооценки: «Достаточно ли я хорош, успешен?» В случае выпускных и вступительных экзаменов ситуация обостряется еще и тем, что это первое взрослое испытание, проверка «пригодности» для взрослой жизни.

Как можно поддержать ребенка в период экзаменов?

Очень важно оказать помощь в организации режима дня, ведь дети зачастую пренебрегают простыми гигиеническими правила­ми. Например, они часто волнуются, так как им кажется, что объем материала очень велик и они не успеют все выучить к эк­заменам. Для того чтобы эта задача стала для детей более реаль­ной, мы можем оказать им помощь в распределении учебного материала по дням, в определении ежедневной нагрузки, в доставлении плана. Составление плана помогает также справиться с тревогой: ребенок понимает, что успеть выучить весь учеб­ный материал вполне реально, у него достаточно времени для этого. Часто дети не могут сделать это сами, и наша помощь мо­жет быть как нельзя кстати. Как можно составить план работы?

Вместе с ребенком подсчитаем, какое количество материала ему нужно выучить: сколько параграфов учебника или экзаме­национных билетов надо знать или сколько задач решить. По­том прикинем, сколько у него есть на это времени. Вычтем один день на повторение и возможные непредвиденные обстоятель­ства. Это сделать очень важно, чтобы у ребенка на всякий слу­чай оставался временной резерв. Разделим количество билетов на количество дней. Это ежедневная норма, которую тоже мож­но разделить, например, на три части: утро, день, вечер.

Дети часто стараются выучить весь объем материала сразу, при­чем заучивают его дословно, не пытаясь понять. Такой путь явля­ется неэффективным. Дело в том, что объем памяти у человека ограничен и включает 7 ± 2 единицы информации. Поэтому, чтобы текст запоминался лучше, его надо разбить на составляющие. Мы можем подсказать детям различные способы работы с информаци­ей, прежде всего составление планов, конспектов, схем, таблиц.

Огромное значение имеет режим дня. Важно, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Иногда для детей шумный или активный отдых становится дополнительной нагрузкой. Например, компьютерные игры только увеличивают усталость. Необходимо помочь ребенку найти такую форму до­суга, которая не переутомляла бы его: прогулки; общение с од­ним-двумя друзьями. В течение дня также нужно делать корот­кие перерывы каждые 45—60 минут, чтобы сохранить высокую работоспособность. Ребенок может выпить чаю, отвлечься, по­говорить по телефону и затем вновь вернуться к занятиям.

Для нормального самочувствия и хорошей работоспособно­сти ребенок должен высыпаться. Иногда дети, торопясь выучить как можно больше, пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздражительными и бес­покойными.

         Нужно ли на время экзаменов освобождать ребенка от до­машней работы? Это вопрос непростой, потому что иногда дети начинают манипулировать взрослыми, эксплуатируя тему своей учебы, чтобы избежать помощи по дому: «Я и так много зани­маюсь, а меня еще заставляют мыть посуду». Физически легкая работа может служить разгрузкой, позволяющей сменить деятельность и отдохнуть, а может только усиливать общее утомление, поэтому вопрос о помощи по дому решается индивидуаль­но, с учетом особенностей ребенка.

Особое значение в этот период имеет наш собственный эмо­циональный настрой. Безусловно, для нас самих период выпуск­ных и вступительных экзаменов является очень тревожным. Если ребенок видит, как мы переживаем, пьем валерьянку, он как бы заражается нашим напряжением и тревогой. Это особенно ха­рактерно для детей тревожных, склонных переживать даже без особого повода. Зачастую тревоги и страхи детей связаны с тем, что вступительные экзамены они воспринимают как нечто фа­тальное, непоправимое. Они даже боятся себе представить, что случится, если вдруг они не поступят, и это еще больше усугуб­ляет напряжение, которое дети испытывают.

Во время экзаменов мы должны создать эмоционально спо­койную, ненапряженную атмосферу. Ребенку бывает трудно са­мому опираться на собственную уверенность в себе, и в этой ситуации роль такой «палочки-выручалочки» играем мы, взрос­лые. Важно создать для ребенка ситуацию успеха, говорить ему о том, что мы в него верим и надеемся на успех.

Иногда может показаться, что подобный настрой может де­тей расхолаживать: если у меня и так все получится, зачем я буду стараться?

Дело в том, что существует определенный уровень волнения, оптимальный для организации деятельности. Если ребенок не волнуется, он ничего не делает. Если, наоборот, волнение слиш­ком сильно, оно приводит к ступору, мешает деятельности. Все силы уходят именно на то, чтобы справиться с волнением.

Экзамены — ситуация действительно важная, но не запре­дельная. Ощущение огромной значимости экзамена не стимули­рует ребенка, а, напротив, мешает подготовке. Поэтому очень важно немного снизить эту важность. Если ребенок понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжит­ся, это помогает ему чувствовать себя более уверенно.

Наконец, очень важно понять, в какой помощи нуждается именно ваш ребенок. Кому-то из детей необходимо, чтобы выслушали выученные им билеты, кому-то нужно помочь написать планы и конспекты. Узнать о том, что нужно вашему ребенку, можно, только спросив его об этом: «Как я могу тебе помочь?»